Изучение родного края как фактор социокультурного развития обучающихся начальной школы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 16

Сегодня огромное внимание уделяется воспитанию гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край: его традиции, памятники природы, истории и культуры. Поэтому в нашей области в 2014 году был запущен проект «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края» («Белгородоведение»), а с 1 сентября 2015 года во всех образовательных организациях Валуйского района начал внедряться интегрированный курс «Белгородоведение» в качестве дополнительного сопровождения урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования.

Однако это вовсе не означает, что работа по социокультурному развитию детей через изучение родного края учителями нашей школы начала осуществляться только в 2015 году и лишь посредством курса «Белгородоведение».

Уже на протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем с Казинской модельной сельской библиотекой. Организуемые совместные мероприятия знакомят обучающихся с творчеством местных поэтов и писателей, историческим прошлым нашего села, района, области, природным своеобразием нашего края. Такие мероприятия способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому развитию школьников, формированию таких ценностей, как справедливость, честь, достоинство, милосердие, стремление к здоровому образу жизни, сохранение достижений прошлого для создания достойного будущего.

Внеурочная деятельность школьников также открывает большие возможности для социокультурного развития детей. С 2014 года в моем классе ведется апробация авторских программ «Школа нравственности» и «Познаем мир вместе».

«Школа нравственности» - это программа духовно-нравственной направленности, которая предполагает формирование нравственных качеств учащихся, в том числе и через приобретение краеведческих знаний. В ходе реализации программы обучающиеся знакомятся с символикой и достопримечательностями  Белгородской области и Валуйского района, биографией выдающихся личностей нашего края, творчеством Белгородских, Валуйских и Казинских писателей, поэтов и художников.

«Познаем мир вместе» - программа  общеинтеллектуального направления, предполагающая формирование и развитие у учащихся исследовательских навыков. При выборе тем исследований и в ходе их проведения я стараюсь направлять детей в сторону изучения краеведческих аспектов проблемы исследования.

К примеру, при изучении темы «Где и когда появились краски», мы посетили иконописную мастерскую иеросхимонаха Феодора в с. Сухарево, который продемонстрировал детям процесс изготовления яичной темперы из природных минералов. Учащимся, интересующимся водными ресурсами, разнообразием почв и растительного мира, предлагаю остановиться на родниках, почвах или растениях конкретно нашего села или района.

Так, 2010 году с учащимся 5 класса было проведено исследование «Источники села Казинка: какая вода самая вкусная и полезная»;

в прошедшем учебном году учащимися 2 класса было проведено исследование «Какие почвы преобладают на территории села Казинка», а в текущем году обучающиеся 3 класса работают над темой «Лекарственные растения Валуйского района». Также с ученицей 5 класса мы работаем над исследовательским проектом по теме «Мое село в произведениях искусства».

Творческая деятельность школьников, являющаяся мощным средством воспитания,  также может быть тесно связана с родным краем. Создание поэтических произведений, рисунков, атласов-путеводителей по родному краю благоприятно влияет на социокультурную адаптацию школьников.

В своей работе практикую создание видеороликов и видеофильмов о родном крае, его достопримечательностях и выдающихся людях. В создании таких роликов непосредственное участие принимают учащиеся начальной школы, что способствует формированию системы их мировоззренческих взглядов.

Таким образом, в результате внедрения и реализации интегрированного курса «Белгородоведение», а также систематического применения других форм и методов работы по социокультурному развитию посредством изучения родного края у наших детей формируется устойчивое позитивное отношение к правовым, гражданским, национальным и духовно-нравственным ценностям.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: